Хочется перенестись в страну Восходящего Солнца, с
ее традициями и неповторимой культурой. Там, на востоке, испокон веков живут и
не переводятся мастера на все руки. Не удивительно, что и искусству вышивки там
придали особую утонченность и японскую нотку.
Сашико
Традиционная японская вышивка сашико сегодня
популярна не только на родине, но и по всему миру. Собственно, зародилась она в
Китае, но вместе с иероглифами попала в страну Восходящего Солнца, да там и
осталась. Интересно знать, что раньше она использовалась только как способ
соединения нескольких кусков ткани для пошива теплой одежды, лишь много позже
мастерицы начали использовать эту вышивку в декоративных целях.
Визитной карточкой сашико выступает простота и
одновременно замысловатость сеточных узоров, которые несут в себе мотивы
природы. Как и большинство рисунков в Японии, узоры вышивки скрывают потаенный
смысл. Так, сетка в виде рыбьей чешуи
должна была сулить успех и процветание рыбакам, рисовый стежок помогал крестьянам.
В структуре узоров спрятаны все силы и творения столь почитаемой японцами
природы. Здесь и символические изображения гор, и ветра, и воды. Хотя стежок
достаточно прост и примитивен, мотив, скрытый в нем, легко угадывается. Самым
сложным моментом во всем процессе наверняка является выполнение переходов от
одной тематики к другой. Мастера своего дела
меняют темы рисунка настолько плавно, что переходы совершенно неуловимы
глазу.
Вышивка создается исключительно на натуральных
основах, цвет ткани должен вирироваться от светло-голубого до темно-синего.
Нить, которой будут выполнены узоры, исключительно белая. Хотя в наши дни нет
строгих канонов и запретов в технике сашико, допускаются всевозможные вариации.
Темари
Следом идет традиционная японская вышивка на шарах –
темари. Этому виду рукоделия уже несколько десятков лек. Как и в предыдущем
случае, родоначальником темари можно считать Китай. Именно "посетив"
Японию и претерпев некоторые преображения ( в оригинально варианте мяч пинают
ногами, в Японии его стали передавать руками) и творческие влияния со стороны
богатых японских девушек (именно среди них распространилась игра), ножной мяч (кемари)
превратился в «ручной мяч» - темари.
Разукрашенный золотыми и шелковыми нитями, мяч
считался дорогим подарком, говорящим о благосостоянии дарившего. Изначально
такие игрушки были доступны только богатейшим ветвям населения Японии. Но время
шло, и искусство темари распространилось в массах.
Для выполнения мяча в старину использовали обрезки
от старых кимоно. Сегодня их можно заменить старыми колготками, пенопластовыми
шарами, лоскутками ткани и прочее. Очень популярно стало делать основу с
помощью обычных ниток, клея и воздушного шарика. Процесс же создания вышивки
поверх мяча трудоемкий и кропотливый, но результат того стоит.
Юбинуки
Последний предмет, включающий в себя традиционную
японскую вышивку, – юбинуки. По-простому
это вышитый наперсток, процесс изготовления которого не несет каких-то
замысловатостей и трудностей. Сам же предмет имеет практичное назначение.
В отличие от привычных нам наперстков в форме
горшочка, юбинуки – это кольцо, надеваемое на среднюю фалангу среднего пальца рабочей руки. При помощи кончиков
пальцев игле придается нужное направление, а кольцом на среднем пальце игла
проталкивается в работе.
Изготавливают наперсток
из специальной бумаги васи, широко распространенной и доступной в Японии. На
бумаге ткань закрепляют особым декоративным швом. Чтобы самостоятельно
изготовить юбинуки, вам понадобится цилиндр шириной, примерно равной ширине
среднего пальца, и толстая кожа, заменить которую поможет картон и полоски
ткани.
Сегодня японские модницы
носят на руках юбинуки как украшения, даже не подозревая о их настоящем
предназначении. Дизайнеры, подхватив стиль изготовления японских наперстков,
часто повторяют вышивку, оформляя мелкие
предметы интерьера.
|